Главная Статьи и обзоры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности значительного повышения качества бетонов для различного назначения.

 

Появление новых высококачественных бетонов открыло новую эру в строительной сфере. Их уникальные свойства позволили реализовать такие проекты, о которых недавно трудно было и мечтать.

Достаточно упомянуть тоннель под Ла-Маншем, 125-этажный небоскреб в Чикаго высотой 610 метров, мост через пролив Акаси в Японии с центральным пролетом 1990 метров (мировой рекорд 1990 года). Мост через пролив Нордамберленд в Восточной Канаде длиной 12,9 километра сооружен на опорах, которые на глубину более 35 метров погружены в воду. При крайне суровых условиях эксплуатации (ежегодно бетон подвержен 100 циклам замораживания и оттаивания) конструкции этого моста рассчитаны на срок службы 100 лет.

Выдающимся примером реализации концепции высококачественных бетонов является построенная в 1995 году в Норвегии платформа для добычи нефти на месторождении Тролл в Северном море. Ее полная высота — 472 метра, что в полтора раза превышает высоту Эйфелевой башни, в том числе высота железобетонной части — 370 метров. Платформа установлена на участке моря глубиной более 300 метров и рассчитана на воздействие ураганного шторма с максимальной высотой волны 31,5 метра. Расчетный срок эксплуатации платформы — 70 лет.

Читать полностью

Бетон и железобетон. Возможности совершенствования.

 

Ошибочная ориентация в строительстве только на сборный железобетон неизбежно привела к существенным ошибкам и отдельным нежелательным результатам: была заброшена кирпичная промышленность, ликвидированы механизированные предприятия по производству мелких шлакоблоков.

В угоду конъюнктуре выбирались сборные варианты взамен монолитных даже там, где это было нерационально.

Сейчас наоборот - наблюдается неоправданный отказ от сборного железобетона, несмотря на наличие развитой производственной базы, использование которой не превышает 25 процентов. Например, в государственной программе "Жилище" отход от применения сборного железобетона является одним из принципиальных направлений перестройки базы строй индустрии. Думается, это не совсем обоснованно.

Бытующее представление о доминирующем применении в зарубежном строительстве монолитного железобетона неверно. Например, Германия производит ежегодно 32 миллиона кубометров сборного железобетона, то есть почти вдвое больше, чем теперь в России, В США расширяется применение сборного железобетона в мостостроении, в том числе и при сооружении внеклассных мостов методом навесной сборки пролетных строений из сегментов. Этот метод вытесняет строительство монолитных мостов аналогичных пролетов. Всего же в США около 80 процентов мостов сооружается из железобетона, в том числе мосты пролетом до 50 метров сооружаются, кок правило, из сборных предварительно напряженных балочных пролетных конструкций.


Наружные стены многоэтажных зданий практически повсеместно в США выполняются сборными, поскольку бетонирование таких элементов но месте оказывается существенно более трудоемким. В заводских условиях возможно изготовление архитектурных конструкций по двух-трехстадийной технологии с применением в качестве декоративных элементов различной текстуры и фактуры поверхностей, цветовой гаммы, включая отделки из естественного камня или керамики.

К преимуществам сборного железобетона можно отнести возможность в условиях стационарного производства обеспечить стабильное качество продукции через организацию пооперационного контроля, а также возможность достаточно простой разборки при выводе здания из эксплуатации.

Производство сборных конструкций и изделий намного легче поддается автоматизации, а для некоторых технологий и роботизации. Применение химических добавок-модификаторов позволяет широко варьировать свойства бетонной смеси и затвердевшего бетона в зависимости от способа изготовления.

Новое слово в технологии железобетона - применение само уплотняющихся бетонных смесей. Применение таких смесей, уплотняющихся под действием собственных сил тяжести, позволяет отказаться от вибрации или прессования, позволяет получать изделия требуемой прочности и долговечности.

Принципиальным при проектировании составов таких, смесей является применение тонко дисперсных наполнителей и новых видов добавок – гипо-пластификаторов. Остальные компоненты бетонной смеси - цемент, щебень, песок - такие же, как и для изготовления обычных бетонов.
Впервые бетонные смеси с такими добавками начали применяться в Японии, а сегодня завоевывают все большую популярность и в Европе.

При сооружении в Японии самого большого в мире висячего моста Акаши Койко (центральный пролет 1990 метров) анкерные блоки несущих канатов были сооружены из бетона самоуплотняющегося без вибрации. Всего было уложено 290 тысяч кубометров бетона. Темп бетонирования достигал 1900 кубометров в день. Были разработаны исключительно высокоподвижные смеси с расплывом 45-60 сантиметров.

Из сказанного следует, что сейчас как никогда требуется взвешенный подход к определению рациональных областей применения сборного и монолитного железобетона.

В монолитном железобетоне за последнее десятилетие построены выдающиеся сооружения с рекордными техническими показателями: рамно-балочный мост из высокопрочного легкого бетона пролетом 300 метров в Норвегии, вантовой мост пролетом более 850 метров во Франции, небоскребы высотой более 400 метров в Малайзии, многоэтажный подземный комплекс на Манежной площади в Москве, МКАД.

Известно, что на смену безграничному "техническому прогрессу" в настоящее время выдвигается концепция устойчивого развития современной цивилизации, учитывающая интересы грядущих поколений. И бетону предстоит сыграть роль экологического компенсатора многих издержек технического прогресса.

Наиболее ресурсоёмкий вид человеческой деятельности в мире - производство бетона. Ежегодно его выпуск превышает 2 миллиарда кубометров, что намного превосходит производство других видов промышленной продукции и строительных материалов. Для его выпуска расходуются сотни миллионов тонн цемента, щебня, песка, что требует существенного изъятия естественных природных ресурсов. Именно для производства бетона,  могут в широких масштабах использоваться крупнотоннажные промышленные отходы энергетики, металлургии и других отраслей.

Но пока накопление этих отходов со всеми неблагоприятными последствиями в настоящее время существенно опережает объемы их переработки.
Рост переработки и потребления природных ресурсов в строительной отрасли ведет к увеличению отходов, которые образуются как при новом строительстве, так и при выведении из эксплуатации строительных объектов или их реконструкции.

Применительно к производству бетона концепция устойчивого развития может быть расшифрована как применение: долговечных бетонов, требующих в процессе эксплуатации минимальных затрат на ремонт; бетонов с высоким потенциалом переработки как в подвижном, так и в затвердевающем состоянии; бетонов с высоким уровнем использования местных материалов и минимальной транспортировкой составляющих.

В течение длительного времени прочность бетона была основной его строительно-технической характеристикой. В настоящее время появилась возможность управлять технологическими свойствами, такими как подвижность, сохраняемость бетонной смеси, снижение или полное устранение усадки, обеспечение необходимой прочности в заданное время в зависимости от погодных условий при монолитном способе ведения работ или этапов изготовления в условиях завода. Технологические приемы проектирования состава позволяют на стадии эксплуатации обеспечивать необходимую морозостойкость, огнестойкость, ударостойкость,  долговечность при агрессивных воздействиях и т. д.

Важное значение имеет вопрос дальнейшего совершенствования различных способов ускорения твердения бетона. В выполнении этих требований особая роль принадлежит различным  химическим добавкам-модификатором свойств бетона.

Большое внимание должно быть обращено на разработку новых специальных видов бетонов, исследованию их свойств и установлению областей применения.

Важное направление совершенствования строительных характеристик бетона - его армирование фибровой арматурой - как стальной, так и неметаллической. Помимо свободно распределенной по объему бетона фибры, новым словом является применение углепластиковой или стеклопластиковой арматуры в виде напрягаемых стержней и канатов. Иными словами, в области неметаллической арматуры идут широкие исследования , растет число примеров ее эффективного применения в реальных объектах.

Строительная механика железобетона будет развиваться с учетом появления новых материалов, конструктивных решений и технологий, совершенствования оценки сейсмостойкости сооружений, их надежности и живучести при динамических, знакопеременных и особых воздействиях. Получаемые научные и практические результаты должны находить отражение в нормативных документах по проектированию и технологии изготовления бетонных и железобетонных конструкций.

Предстоит создать общую теорию сцепления арматуры с бетоном и методику ее применения при проектировании различных конструкций. Следует особо подчеркнуть: весьма важное направление совершенствования железобетона -расширение применения предварительно напряженных конструкций, в том числе самонапряженных в различных зданиях и сооружениях.

Во всех странах серьезная проблема - это обеспечение долговечности бетона и железобетона. Снижение долговечности - следствие переноса через тело бетона агрессивных агентов и их взаимодействие с компонентами бетона, в том числе с продуктами гидратации цемента. Но химические реакции, медленно протекающие во времени, накладываются образование микротрещин из-за усадочных температурных или силовых воздействий, а также электрохимические процессы, связанные с коррозией арматуры.


Авторы: Андрей Звездов, директор НИИЖБа, доктор технических наук; Константин Михайлов, доктор технических наук; Юрий Волков, кандидат технических наук.
Источник: Журнал "Строительство, законодательство, обзор прессы", февраль 2009г.

 

Возможно ли построить дом без системы отопления?

 

Отказаться от дорогого топлива для обогрева зданий вполне возможно. Например, в Германии уже около 10 лет строят так называемые "пассивные дома" - без использования систем отопления.

Обогрев в них происходит за счет внутренних источников тепла - бытовых приборов и кухни, собственно теплоизлучения людей, а также солнечных лучей. Как показывает опыт, такой подход позволяет сократить энергопотребление в 3-4 раза по сравнению с новостройками и в 5 раз по сравнению с панельными хрущевками 60-х годов. Платят обитатели пассивных домов за тепло в 20 раз меньше, чем жильцы обыкновенных . Неудивительно, что концепция пассивного дома обрела популярность в Германии и Австрии, где к настоящему времени построены сотни таких домов. При этом рыночная стоимость их почти сравнялась с ценами на обычное жилье.
Для успешного функционирования пассивного дома необходимы несколько условий - герметичность здания, наличие принудительной вентиляции с теплообменником, высокая теплозащита окон. Все эти условия направлены на максимальное сохранение тепла в помещении.

Общеизвестно, что в традиционных зданиях теплопотери распределяются таким образом: около половины тепла теряется через стены, почти треть - через окна, немного через крышу и подвал, все остальное - через вентиляцию. В пассивных зданиях стены и окна должны быть максимально защищены от потерь тепла. Так, не существует ограничений по выбору материалов для стен зданий (в Германии это в основном легкие конструкции), однако стены должны быть непременно утеплены эффективными материалами - минеральной ватой, пенополистиролом, соломенными тюками.

Разработка стандарта пассивного дома оказала огромное влияние на совершенствование конструкции и улучшение теплозащиты окон. Использование обычных окон показало их полную непригодность для дома без батарей, поэтому в немецком Институте пассивного дома была разработана конструкция суперокон, через которые солнечной энергии поступает больше, чем теряется тепла.

Пассивный дом - это в первую очередь солнечный дом, и одной из архитектурных особенностей его является южная ориентация остекленных фасадов. Окна, занимающие более половины площади южной стены, типичные для пассивного дома, поскольку максимально аккумулируют солнечную энергию для обогрева внутреннего пространства.

Другой важнейшей составляющей пассивного дома становится система принудительной вентиляции, оснащенной теплообменником и фильтрами. Обычно дома свободно вентилируются, причем в вентиляционную шахту уходит теплый воздух, а в щели и открытие окна поступает холодный. Собственно, для компенсации потерь тепла и нужны батареи. Принудительная система вентиляции позволяет возвратить до 90% тепла уходящего воздуха (в то время как в системе свободной вентиляции с воздухом теряется от 30 до 50% тепла). Достигается это посредством установки теплообменника, где и происходит нагревание поступающего свежего воздуха теплом уходящего. При такой системе вентиляции распределение тепла происходит равномерно по всем помещениям дома - как южным, так и северным. А значит, отпадает необходимость открывать форточки для проветривания (что равнозначно потере тепла). Кроме рекуперации тепла, такая система позволяет улучшить гигиенические характеристики воздуха - содержание пыли, бактерий и аллергенов значительно ниже, чем при использовании системы свободной вентиляции.

 

Яндекс.Метрика